Тема урока: «Литература и искусство конца XVIII— первой половины XIX ст.» Всемирная история. 9 класс
Додав: Анжелика
Коментарів: 0
Додано: 14-10-2013, 19:07
КУ « Лутугинский УВК
общеобразовательная школа I-II ступеней – лицей №1
Лутугинского района Луганской области»






Разработки уроков
Подготовила:
учитель истории и этики –
Шаповалова Валентина Владимировна





















Тема урока: «Литература и искусство
конца XVIII— первой половины XIX ст.»
Всемирная история. 9 класс

Цель урока: показать, что в конце XVIII — первой половине XIX ст. изменения в жизни европейских стран, вызванные Великой французской революцией и промышленным переворо-том, привели к тому, что в литературе и искусстве на смену класицизму пришел романтизм, а позже появился и реализм;
раскрыть содержание понятий: классицизм, романтизм, реализм, ампир, барокко.
Обобщить и дополнить знания учеников о творчестве Гете, Гюго, Моцарта, Бетховена, Шопе-на и других художников, полученные ими на уроках зарубежной литературы и музыки,
помочь ученикам найти общее и отличное в творчестве художников, писателей, композиторов конца XVIII — первой половины XIX ст.;
учить учеников выделять в историческом материале главное, анализировать его, обобщать, са-мостоятельно строить заключения;
воспитывать детей в духе гуманизма, оказывать содействие развитию творческих основ лично-сти, эстетичному воспитанию учеников, формированию их духовности.
Тип урока: групповой творческий диалог (с опережающими заданиями группам)
Форма проведения урока: литературно - художественный салон.
Опережающие задания ученикам
1. Ознакомиться с биографиями деятелей культуры (каждая группа имеет свое направление: литература, музыка, живопись).
2. Составить диалог о том или другом деятеле, чтобы охарактеризовать основное направление в искусстве, представителем которого был этот художник.
3. Отдельные задания получают ученики, которые играют на музыкальных инструментах, танцу-ют, поют, рисуют.
Все виды искусства служат самому
великому из искусств –
искусству жить на Земле.
Б.Брехт
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Мотивация проблемы урока.
Учитель. Сегодня мы с вами продолжаем изучения темы «Культура народов Европы конца XVIII — первой половины XIX столетие». Это было время, когда были сделанные очень важные научные открытия, зародились идеи, которые и теперь властвуют в большинстве стран мира.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы. (В.Брюсов)
Нам важно знать, что это за открытия и идеи, кто их авторы, так как нельзя идти вперед, не зная всего ценного, что выработало человечество до нас. Изучение этой темы важно для нас еще и потому, что «...для каждого просвещенного человека обязательным является уважение не толь-ко к своей культуре, но и к культуре других народов. Нельзя уважать себя, не уважая соседа.»

III. Актуализация опорных знаний учеников
Учитель. Сначала вспомним те научные открытия и технические изобретения, о которых шла речь на прошлом уроке. Проведем исторический тренинг (5-7мин).
Закончить утверждение:
1. Английский изобретатель Джеймс Уатт в конце XVIII ст. изобрел паровую машину
2. Первый паровоз выстроил Джордж Стефенсон
3. Английский инженер Бессемер сконструировал конвертер (подвижная емкость)
4. Основоположниками высшей математики стали Исаак Ньютон и Готфрид Вильгельм Лейбниц.
5. Открытие явлений электромагнитной индукции связано с именем Майкла Фарадея.
6. Учение о клеточном строении животных и растительных организмов и о сходстве животных и растительных клеток сформулировал немецкий биолог Теодор Шванн.
7. Периодическую систему химических элементов открыл Дмитрий Менделеев.
8. Альфред Нобель наладил промышленное производство динамита.
9. Гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка обосновал Чарльз Дарвин.
10. Первый пароход выстроил в 1807 г. американский изобретатель Роберт Фултон. 11. Французский инженер Мартен построил отражательную печь для получения литой стали
12. Учение об условных рефлексов сформулировал Иван Сеченов.
13. Впервые провел операцию под наркозом на поле боя Николай Пирогов.
14. Неевклидовую геометрию создал Николай Лобачевский.
15. Химия стала самостоятельным научным направлением благодаря работам Антуана-Лорана Лавуазье. 16. Заслуга создания электромагнитного телеграфа принадлежит российскому конст-руктору П.Л.Шиллингу.
17. Основой всех явлений природы является «мировой ум», «абсолютная идея» считал Фридрих Гегель.
Проверяем правильность ответов.

IV. Изучение нового материала.
Учитель. Все эти технические изобретения и научные открытия, которые вы только что назвали, сделаны именно в конце XVIII — в первой половине XIX ст., так как это было время промышленного переворота, вызванного Великой французской революцией и революциями первой половины XIX ст. Революции и промышленный переворот привели также к изменениям в литературе и искусстве. Что это были за изменения ? Дать ответ на этот вопрос — задача нашего урока.

По ходу урока необходимо заполнить таблицу:

Литература и искусство конца XVIII — первой половины XIX столетия
Задание: Найдите общее и различное в творчестве писателей, художников, компо-зиторов.
Классицизм
(classics - образцовый) Романтизм
(противопоставляет действи-тельности мечты) Реализм
(realіs -реальный, на-стоящий)





Сегодня мы обобщим и дополним знания, которые вы получили на уроках зарубежной литера-туры, изобразительного искусства и музыки, попробуем найти общее и различное в творчестве художников, писателей и композиторов конца XVIII — первой половины XIX ст.
Отличие между ними состоит в том, что они принадлежали к трем разным направлениям в ли-тературе и искусстве.
Вопрос к ученикам:
— Как назывались эти направления?

Работа со схемой: каждая группа учащихся представляет свое направление в литературе и ис-кусстве с примерами.


Учитель: Познакомившись с основными направлениями в литературе и искусстве, сейчас мы с вами попробуем перенестись почти на два столетия назад, где нам откроется сокровищница мировой литературы и искусства конца XVIII — первой половины XIX ст.
На прошлом уроке мы посетили заседание научного общества, а сегодня мы отправимся в Париж середины XIX ст. и побываем в одном из литературно-музыкальных салонов, который часто посещали писатели, композиторы и художники не только Франции, но и Германии, Польши, России и Украины. События происходят в 1831 г.
• Творческий диалог первой группы — «писателей». Хозяйка литературного салона представляет «гостей-писателей» друг другу, размещает всех за столом и начинает диалог:
Хозяйка: разрешите, уважаемый господин Гюго, спросить, что вдохновило Вас на написание рома-на «Собор Парижской богоматери», который только что увидел мир и получил среди литераторов неоднозначный резонанс? Ведь раньше Вы писали стихи?
Виктор Гюго. Так, до сих пор я воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие. Но теперь я приверженец либерально-демократических идей. Пасмурный образ собора в моем романе воплоща-ет феодальное средневековье, царство угнетения и фанатизма.
Комментарий учителя. Позже, после революции 1848г. Гюго стал республиканцем, решительно выступая против преступной авантюры Луи Бонапарта, который захватил власть во Франции. Этим событиям посвящена его книга «История одного преступления». Девятнадцать лет Гюго находился в изгнании, где создал романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». В последнем романе «Девяносто третий год» (1874) писатель осуждает террор и насилие, выступает поборником гуманизма.
«Трибун и поэт, он гремел над миром, подобно урагану, вызывая к жизни все, что есть пре-красного в душе человека»,- писал А.М.Горький. (его книги представлены на стенде).
Хозяйка салона. Уважаемый господин Стендаль, а ваш замечательный роман «Красное и черное» меня настолько растрогал, что я не могла сдержать слез, читая сцены гибели Жульена Сореля. Я считаю, что он является героем нашего времени.
Анри Стендаль. Так, герой моего романа, плебей по происхождению, является страстным поклон-ником наполеоновской эпохи, которая открыла для талантливого человека из низов возможность пробить себе дорогую в жизни. В годы реставрации эти возможности крайне сократились. Человек с приподнятой и чувствительной душой, Жульен готов на все, чтобы победить заскорузлое общест-во. Но те, что властвуют, осудили плебея, который решился восстать против них.
Хозяйка салона. Ощущаю, что уважаемый господин Оноре де Бальзак имеет желание высказаться.
Оноре де Бальзак. Давайте послушайте замечательную музыку моего друга Гектора Берлиоза «Фантастическую симфонию». Теперь она звучит во всех салонах, ею очарована вся Франция.
Звучит фрагмент симфонии.
Оноре де Бальзак. Эта симфония будто перекликается с моими романами и новеллами, в которых я изображаю сильных духом, целенаправленных людей и разоблачаю грязные страсти, господство эгоистических сил. Я назвал свою книгу-эпопею «Человеческая комедия», но над ней еще надо много поработать. Я верю, что будущие наши соотечественники почерпнут из нее много полезного.
Хозяйка салона. Уважаемый Иоганн Гете только что приехал из Германии, вот я воспользовалась этим и пригласила его в наш салон. Наверное, все присутствующие, хотели бы услышать от вы-дающегося мастера его рассуждения о современном художественном мире и о месте литературы в нем.
Иоганн Гете. Так, я слушал всех, а мыслями возвращался в свои молодые годы, когда окончил уни-верситет, где овладел юридическими знаниями, естественными науками и медициной. Но уже тогда я больше восхищался поэзией и прозой. На моих глазах происходили мировые революционные события. Я понимал необходимость изменений во Франции в конце минувшего столетия, но не одобряю французскую революцию с ее кровопролитием. Я считаю, что общество могут изменить образование и воспитание народа, а не революции.
Генрих Гейне. Извините, уважаемый Иоганн, хотя вы мой соотечественник и старше по возрасту, но я не понимаю вашей позиции и никогда не соглашусь, что ненужно бороться и выступать против несправедливости существующего порядка и надеяться только на правительственные реформы. В своих произведениях я осуждаю реакционную политику Священного Союза, трусливость и мещан-скую ограниченность буржуазии. Поэтому я и вынужден был после июльской революции 1830-го переехать в Париж и уже год здесь живу и продолжаю писать свои произведения, в которых вы-смеиваю никчемность монархических правлений немецких государств, выступаю против раздроб-ленности страны.
Александр Пушкин. Разрешите мне примирить вас в этой дискуссии, хотя я не немец, но хорошо знаю произведения уважаемого Иоганна Гете, а также ваши стихи и поэмы, Генрих, вы — гений, я говорю без преувеличения, так как в вашем творчестве — историческая эпоха народа воспроизве-дена у каждого по-своему.
Трагедию «Доктор Фауст» я перечитывал несколько раз и считаю, что это в самом деле выдаю-щееся произведение. Ведь Фауст — глубокая натура, человек со смелым умом, неутомимо ищет смысл бытия. Я вижу что-то общее у Фауста и моего Евгения Онегина. Он тоже не видит в своем обществе места для себя. А люди, которые задумываются над действительностью и своим местом в обществе, — небезразличные, и хорошо, что мы, писатели, поднимаем эти проблемы, а не восхва-ляем то, чего душа не воспринимает.
Учитель. Представительницами романтизма в литературе были также две талантливых женщи-ны — французская писательница Жорж Санд и английская — Шарлотта Бронте. Советую вам, если вы еще не читали, прочитать «Консуело» Жорж Санд и «Джейн Ейр» Шарлотты Бронте. Эти книги захватывают, так как в них говорится о чистой любви, самопожертвовании и верности жен-щины своему любимому.
• К разговору присоединяются «композиторы».
Роберт Шуман. Извините, что я разрешил себе тоже присоединиться к вашей дискуссии (ведь я еще совсем молодой), но мне очень импонирует поэзия Гейне. Я написал уже музыкальные пьесы на слова Генриха, моего старшего товарища. В особенности мне нравится его любовная лирика, ко-торая передает тончайшие чувства. А сейчас я хочу сыграть свои пьесы, чтобы вы немного отдох-нули от словесных дискуссий.
Выполнение на фортепиано пьесы Роберта Шумана.
Хозяйка салона. Если уже зазвучала музыка, то разрешите представить стыдливого юношу, который весь вечер сидит в задумчивости. Это Фредерик Шопен. Его имя еще не известное широкой публи-ке, но я убеждена, что он — гениальный композитор и в скором времени его имя будет на устах всей просвещенной Европы. Так почему же наш будущий гений так задумчив и печален?
Фредерик Шопен. Извините, но все мои мысли сейчас далеко от Парижа, в моей родной Польше. Я вынужден был недавно оставить родину в связи с восстанием, но ни на миг не прерываю духовной связи с ней, переживаю ее историческую трагедию. Чтобы немного развеять эти печальные мысли, я предлагаю вам послушать мое произведение, которое отображает сценки народной жизни и кар-тины истории Польши.
Звучит музыка Ф. Шопена в выполнении учеников на фортепиано. Мальчики приглашают девочек на вальс.
Хозяйка салона подходит к трем собеседникам: А. Пушкину, художникам Ф. Делакруа (Франция) и К. Брюллову (Россия) и обращается к последнему.
— Разрешите, уважаемый господин, представить Вас гостям. Это художник из России, который прибыл к нам вместе с господином Пушкиным, Карл Брюллов — автор картины, которую он пода-рил мне. Вы видите ее в моем салоне, это «Последний день Помпеи».
Ежен Делакруа. А мы в самый раз о ней говорили. Очень реально изображена гибель людей, кото-рых внезапно застала слепая стихия. Эта картина своим трагизмом чем-то напоминает мою кар-тину «Хиосская резня», где я срисовал трагический эпизод борьбы греческого народа против ту-рецкого ярма. А теперь я работаю над эскизами к новой картине, которую хочу назвать «Свобода на баррикадах» на это меня вдохновили революции 1830 г.
Александр Пушкин. Как хорошо, что вы, прекрасная хозяйка, пригласили нас на эту встречу. Теперь в Росси собраться молодым просвещенным людям было бы опасно, ведь правительство царя Нико-лая І очень свирепствует после декабрьского восстания 1825 г.
Мы из разных стран и не имели возможности встретиться в реальной жизни, но творчество, любовь любого к своей родине соединяет нас.
VI. Вывод.
Общими в творчества художников, писателей, композиторов были идеи свободы и веры в чело-века, в его талант и моральную красоту, стремление изменить жизнь к лучшему. Произведения ху-дожников, о которых сегодня говорилось и доныне известны и понятны во всем мире.

• Заключительное слово учителя
Итак, сегодня мы встретились с представителями литературы и искусства первой половины XIX ст., заглянули в эту эпоху — богатую на политические события и художественные таланты. Самостоятельная подготовка каждой группы к уроку дала возможность любому принять участие в дискуссии, диалоге, узнать о жизни и творчестве выдающихся фигур мировой литературы и искус-ства.
• Домашнее задание.
1. Написать сочинение – размышление на тему «Место и роль деятеля культуры в историческом развитии общества» (10-12 баллов).
2. Дать письменный ответ на вопрос: какой вклад критического реализма в распространение пере-довых идей того времени? (7-9 баллов)
3. Составить таблицу «Деятели культуры первой половины XIX ст.» (4-6 баллов).









Схожі матеріали:
Меню
Архів матеріалів