Шановні відвідувачі сайту!!!

На даному сайті розміщені план-конспекти уроків, короткий та повний обсяг творів із шкільної програми, біографії та портрети письменнників, матеріали для підготовки до ЗНО, багато теоретичного матеріалу з української мови і літератури, літературні ігри, матеріали для проведення гурткової роботи, календарне планування на всі предмети, презентації для уроків, дуже багато творів за шкільною програмою та багато іншого цікавого матеріалу. Маєте пропозиції та побажання пишіть адміністратору, всі вони будуть обов'язково враховані!!!

P.S. Вибачте за рекламу на сайті. Це необхідність для подальшого сталого розвитку даного ресурсу.

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Р.Рождественский "Предчувствую Тебя..." (Любовная лирика А. А. Блока)
Додав: admin
Коментарів: 0
Додано: 12-12-2013, 12:32

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Р. Рождественский

"Предчувствую Тебя..."

(Любовная лирика А. А. Блока)

Александр Блок - известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого лю­бил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юноше­ской лирике Блока, его раннем творчестве. Может быть, по­тому, что мне наиболее близок именно этот период жизни поэта, ведь к нему относятся самые прекрасные, светлые и нежные его произведения. И я хочу сравнить свои представ­ления о мире с представлениями молодого поэта. 

В юношеской лирике Блока ("Стихи о Прекрасной Даме") все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающе­гося чуда. Все в этой лирике "робко и темно", зыбко и туманно, подчас неуловимо: только "намек" весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то "клики"... И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Де­вы, Прекрасной Дамы, "величавой Вечной Жены", "Девы — Зари — Купины", в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спа­сти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя...

Кажется, что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от насто­ящего и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света.

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанъи красных лампад...

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен — господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу, ловит ее "знаки", уже и тогда замечает, что вокруг него ширится и растет "буря жизни" (знаменательно в этом смысле стихот­ворение "Гамаюн, птица вещая"), но еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в идеальном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, "улыбки, сказки и сны". Даже свои земные, вполне реальные переживания и впе­чатления юный Блок пытался истолковать в духе мистиче­ской веры, как нечто "сверхреальное". Впрочем, живое чув­ство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизи­рованного мира, в котором он пребывал.

Поэзия сплошь и рядом побеждала в ранних стихах Блока метафизику. И тогда пейзажи и любовнще сюжеты обретали художественную плоть, как, например, в рассказе о безмолвных встречах с любимой девушкой ("Мы встреча­лись с тобой на закате..."), где вечерний туман, рябь воды, камыш и весло, которым вооружена героиня, создают эсте­тическое, эмоциональное впечатление вне каких-либо мисти­ческих истолкований, и даже "вечерние свечи", загорающи­еся на песчаной косе, теряют свой иносказательный смысл, оказываясь на поверку тонкоствольными соснами, освещен­ными заходящим солнцем.

Были странны безмолвные встречи. Впереди — на песчаной косе — Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе.

Александр Блок мечтал о том, что будущий читатель уви­дит в его поэзии торжество добра, света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о будущем, сумеет почерпнуть в них силы для жизни:

...есть ответ в моих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить.

Так и случилось. Как все истинно великое и прекрасное в искусстве, поэзия Блока с ее правдой, искренностью, тайным жаром и магической музыкой помогает и всегда будет помо­гать людям жить, любить, творить и бороться."Душа парила ввысь и там звезду нашла" (По лирике А. А. Блока)

О, я хочу безумно жить! Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить!

А. Блок

Блок! Без него я не могу представить нашу большую ли­тературу. Владимир Маяковский писал: "Творчество Алек­сандра Блока — целая поэтическая эпоха". Блок как бы со­единяет два века русской культуры.

В ранних стихах он продолжает традиции интимной ли­рики Жуковского, Фета, затем в его поэзии появляются мо­тивы, родственные стихам Лермонтова:

Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу, Она без мысли и без речи На том смеется берегу.

Последние произведения перекликаются с творчеством Маяковского и знаменуют начало новой поэзии:

Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. Ты ли, подруга желанная, Входишь ко мне на крыльцо? Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Нераздавались давно.

Подъем революционного движения на грани двух веков вдохнул в Блока новые творческие силы. Все чаще и чаще поэт обращается к социальным проблемам:

Еще прекрасно серое небо, Еще безнадежна серая даль,

Еще несчастных, просящих хлеба, Никому не жаль, никому не жаль!

Поэт говорит о том, что народ еще не проснулся к своей истинной деятельности:

И предок царственно-чугунный Все так же бредит на змее. И голос черни многострунный Еще не властен на Неве.

Царское самодержавие в образе памятника Петру I ("Мед­ного всадника") противопоставлено музыке народного протеста. Блок верит в революцию, присматривается к народу.

Я верю: новый век взойдет Средь всех несчастных поколений.

Онтоворит: "Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой".

В эти годы поэт широко ставит проблему человека, пишет - о судьбах народа:

В голодной и большой неволе: И день не в день, и год не в год. Когда же всколосится поле, Вздохнет униженный народ?

Здесь звучат некрасовские нотки, некрасовская боль за судьбу обездоленного народа. Александр Блок не призывает к открытой борьбе, но вопрос, поставленный в категориче­ской форме, воспринимается как призыв. Все просто, ясно, понятно.

В своей поэзии Блок следует от земного к возвышенному. В стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." поэт пишет о земной любви, о реальной женщине, ушедшей от любимого. Любимая вызывает у лирического героя не гнев, не разочарование, а тревогу за ее судьбу.Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла...

В стихотворном цикле "Вольные мысли" Блок пишет о большом чувстве человека, слитого воедино с окружающим миром, с природой. Это слияние с миром, несмотря на грусть в стихах, искало выхода в будущем. "Если вы любите мои сти­хи, — писал поэт, — преодолейте в них яд, прочтите в них о будущем".

Земное сердце стынет вновь Но стужу я встречаю грудью. Храню я к людям... Неразделенную любовь. Но за любовью — зреет гнев, Растет презренье и желанье Читать в глазах мужей и дев Печать забвенья...

В годы, когда жил Блок, в России происходили большие исторические преобразования. Тонкий художник, остро реа­гирующий на окружающую жизнь, Блок не мог не обратиться к теме Родины:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Обращаясь к России, поэт выражает уверенность: "Не про­падешь, не сгинешь ты".

Александр Блок - лирик. Поэтому и осмысление Родины у него своеобразное, лирическое. Он не наблюдает за ней со стороны, а сам является ее частицей, ощущает ее боль, раду­ется вместе с ней:

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви.

Лирический герой, слившийся воедино с Родиной, огляды­вается на прошлое, живет ее будущим: "Все, что было, все, что будет, обступило меня: точно эти дни живу я жизнью всех времен, живу музыками моей Родины".

Блок видел Россию в постоянном движении. "Россия — буря", — говорил он.

Закат в крови/

Из сердца кровь струится.

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Тема Родины проходит через все его творчество. Грусть, уныние, пессимистические ноты в поэзии Блока были вызва­ны осознанием тупика, в который зашел старый мир. Когда поэт осмыслил содержание грядущих перемен, в его поэзии зазвучали жизнеутверждающие ноты, которые переросли в гимн Родине. Поэт всегда верил в мир "прекрасный и челове­чески простой". Он был уверен, что "трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день":

Пусть душит жизни сон тяжелый, Пустъзадыхаюсъ в этом сие, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

Таким Александра Блока воспринимает ныне весь читаю­щий мир.

Своеобразие любовной лирики А. А. Блока

Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы ни­когда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок.,.

М. Рыльский

Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровы­вающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение.

Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале творческого пути наи­более близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земного. Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими "острые мистические и романтические переживания" обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и фило­софа-мистика Вл. Соловьева, который был признан "духов­ным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.). Идейным стержнем его учения была мечта о царстве тео­кратии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших первую его книгу "Стихио Прекрасной Даме" (1904г.)

"Стихи о Прекрасной Даме" - это произведения, в ос­нове которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже - жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Веч­ной Женственностью. Последовательно и систематически

Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезар­ная Царица, Заря, Купина. Лирический герой - отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окру­женная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, не­определенности образа усиливается и оттого, что поэт избе­гает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, ла­зурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный. Архаическая, церков­ная, "молитвенная" лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира.

Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной Даме" - это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, пред­чувствие всемирной зари". Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюблен­ной, стремление видеть в ней самое прекрасное, возвышенное, "неземное". Эти чувства нашли очень точное, психологичес­ки правдивое выражение в удивительно нежных, мелодич­ных стихах Блока. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:

Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души.

Пусть представление Блока о подвиге было смутным, не­определенным, туманным, для нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В любовных стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание не­обычных, потрясающих событий.

В 1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма в повседневности". Изображая неприглядные стороны совре­менного города, Блок создает образы на пересечении двух планов — реального и фантастического. Ярким выражени­ем таких взглядов является баллада "Незнакомка", напи­санная в 1906 году. Блок специально отбирает только такие детали повседневности, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской "жиз­ненной прозы" и воссоздать удушливую, тлетворную атмос­феру буржуазного общества. Описываются детали неприг­лядной, будничной жизни: ресторан, пьяные окрики, тлет­ворный дух, пыль, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т. п. Из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторс­кую оценку. Символом мечты поэта об идеальном, гармо­ничном мире выступает прекрасная женщина — таинствен­ная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реаль­ности и фантастики (сам Блок назвал это "фантастическим реализмом"). В стихотворении названы вполне конкретные, земные черты Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах узкая рука, темная вуаль.

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне...

..Дыша духами и туманами,

Она садится у окна

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука...

Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешно­сти не создают индивидуального портрета женщины. Они вы­зывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинственной Незнакомки.

Она окружена чем-то загадочным и непостижимым, как будто сама возникла из туманных грез или сновидений. С ее обликом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и несметные сокровища. У каждого из читате­лей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают ка­кие-то чувства, пробуждают воспоминания.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 годов. Мотивы со­мнения, неверия проникли уже в "золотолазурные" "Стихи о Прекрасной Даме". А в последующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее привкус горечи узнавания жизни. Новое восприятие земного бытия, новые настроения и чув­ства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла "Заклятие огнем и мраком" "О, весна без конца и без краю..."(1907 г.). Это стихотворение было написано тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небесной Деве сменилось у него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглаша­ет иное отношение к земному бытию: "Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат". Его целиком захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. "Принимаю!" — главная мысль, главный пафос стихотворения "О, весна без конца и без краю..." Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех, пустынные веси и тесные города, "осветленный простор поднебесный и томле­ния рабьих трудов". Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные ее проявления. И ког­да поэт говорит о своем приятии мира, мы понимаем, что он не собирается уходить от жизни в неизвестные "иные миры".

Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, "вечный бой" являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие стихотворения Блока последующих лет. Размышляя об исторических судь­бах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, поэт восклицает: "И вечный бой! Покой нам только снит­ся.." ("На поле Куликовом"). Постоянное беспокойство, жажда творчества, несмотря на ' жизни сон тяжелый", составляют главный "сокрытый двигатель" всей деятельности Блока. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." насыщено риторическими обращениями и восклицаниями восторженно­го поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в созна­нии поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безгра­ничные, беспредельные.

Любовь занимает главное место и в цикле стихотворений "Страшный мир". Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится невыносимой посто­янная унизительная ложь ("молчаливая ложь", "лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет" и др.). Да и сам он оказывается жертвой "страшного мира" и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом ("На островах", "Уни­жение"). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека...").

Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих чувствах в цикле "Страшный мир" встречаются мечты и воспоминания об ушедшей любви. Тос­кой о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение "В ресторане":

..Ло была ты со мной всем презрениемюным,

Чуть заметным дрожанъемруки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка...

И дохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворе­ния чувство любви, надежду на возможность счастья. Вос­приятие разъедающей душу тоски о несбывшемся счастье усиливают и музыка ("исступленно запели смычки"), и природа.

К. Паустовскийписал: "Стихи Блокао любви —это

колдовство. Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны... В этих стихах, особенно в "Незнакомке", "В ресторане", мастерство доходит до предела... Это не столько стихи о вечно женственном, сколько порыв огромной поэти­ческой силы, берущей в плен и искушенные, и неискушен­ные сердца".

Інформація
Відвідувачі, Ви також можете залишити коментар до даного матеріалу
 Залишити коментар
Схожі матеріали:
Меню
Авторизація
Архів матеріалів
Популярні матеріали
Яндекс.Метрика





загрузка...