Шановні відвідувачі сайту!!!

На даному сайті розміщені план-конспекти уроків, короткий та повний обсяг творів із шкільної програми, біографії та портрети письменнників, матеріали для підготовки до ЗНО, багато теоретичного матеріалу з української мови і літератури, літературні ігри, матеріали для проведення гурткової роботи, календарне планування на всі предмети, презентації для уроків, дуже багато творів за шкільною програмою та багато іншого цікавого матеріалу. Маєте пропозиції та побажання пишіть адміністратору, всі вони будуть обов'язково враховані!!!

P.S. Вибачте за рекламу на сайті. Це необхідність для подальшого сталого розвитку даного ресурсу.

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С. А. ЕСЕНИН Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?
Додав: admin
Коментарів: 0
Додано: 13-12-2013, 12:04

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

С. А. ЕСЕНИН

Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?

...Его поэзияесть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Толстой

Стихи Есенина —т искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво рас­крывает поиски сложной души и сложной жизни поэта.

В ранних стихах Есенина возникают образы русских кре­стьян. Вот мужики сетуют на засуху, "скинув шапки, молясь и вздыхая". Вот рыбаки поют "где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню". Поэт описывает деревенский быт, показыва­ет избу, где "вьется сажа над заслонкою", "пахнет рыхлыми драченами", "щенки кудлатые заползают в хомуты". Именно здесь, среди крестьянской жизни, прошло детство Есенина. Все это ему дорого, и об этом он пишет в своих стихах. Молодой автор видит поэзию деревенской жизни, красоту лю­дей труда.

Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его "любить на этом свете все, что душу облекает в плоть". Ранние стихи поэта — признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частипей природы, ведь его юные годы прошли среди "утренней и вечерней зари", "среди неба, покрытого грозовыми тучами", "среди полей, красующихся цветами с зеленью".

Но сквозь красоту природы видны реальные приметы быта и труда крестьянина:

Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Большое влияние на творчество Есенина оказала песен­ная лирика. Ведь мама поэта была замечательной песенни­цей, и ее песни Есенин вспоминал не раз. С ранних лет он слышал народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта, вот почему многие ранние стихи Есени­на написаны в песенном жанре. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу, к Родине.

Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образа­ми. Позднее он скажет: "От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции". И еще: "Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии".

После переезда в Москву, а затем в Петербург творчество Есенина приобрело новое направление: поэт обращается к истокам прошлого, пытаясь объяснить события настояще­го. Уже в "маленькой поэме" "Товарищ" возникает образ рабочего, идущего на смертельную схватку, а в драматичес­кой поэме "Пугачев" поэт изображает крупнейшее крестьян­ское восстание. В поэме же "Песнь о великом походе" Есенин стремится поведать историю последних двух веков России.

Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками своей концепции мира и человека, окончательно сформули­ровать которую помогла поэту революция. Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле "Москва кабацкая". Поэт, пережи­вая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности. Вы­ходом его боли стало стихотворение "Исповедь хулигана", в котором он осуждает мещанскую косность и равнодушие. Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердеч­ный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой.

В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоян­ная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее наро­да. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне:

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под оклик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

Сам себя Есенин называл "поэтом золотой бревенчатой избы". Он ощущает себя "последним поэтом деревни":

Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

Вторжение цивилизации в деревню заставляет поэта заду­маться над будущим русской деревни, над судьбой крестьян­ской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с ис­токами древней Руси, с ее крестьянской душой.

Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Он убедился, "до чего пре­красна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может". Ничто не вдохновило его вдали от род­ной земли, о заграничных впечатлениях стихов он не писал. Но именно за границей возник замысел трагедий­ной поэмы "Черный человек". Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать великое значение преоб­разований, происходящих на родине. Поэт не хочет оста­ваться в прошлом:

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил...

В стихотворении "Русь советская" Есенин передает свои переживания при возвращении на Родину. Есенин принимает новую жизнь, он провозглашает верность родной стране:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Есенин продолжает развивать художественные приемы, усиливает лиризм в своем творчестве. При этом лирика ста­новится глубже, отзывчивей и трепетней. "Отговорила роща золотая", — так начинает Есенин одно из самых знаменитых стихотворений. Образ рощи вызывает тревожные воспомина­ния об ушедших молодых годах. Скорбь о быстротечности жизни овладевает поэтом:

Ведь каждый в этом мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей юности, растраченных силах. Во всем этом вид­ны личные переживания Есенина, отражение сложного време­ни, в которое он жил.

Сквозь все творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Есенину было всего девятнадцать лет, когда он с поразительной откровенностью воспел в стихотворении "Русь" грусть материнского ожидания — "поджиданье седых матерей". Верность и постоянство чувства он обобщил в об­разе матери. Много волнений приносит сын матери, но все прощает материнское сердце, "О моя терпеливая мать!" — вырывается у Есенина. Тоскуя по дому, он писал о "милой, доброй, старой, нежной матери":

Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться — Чайнаячашка скользит из рук.

А в "Письме матери" сыновние чувства переданы с порази­тельной силой:

Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Замечательный русский поэт С. Есенин посвятил себя творчеству, в котором отразилась вся его жизнь, все его помыслы.

Каждое стихотворение — это еще одна страница обшир­ной книги его жизни. Эта книга открывает нам самобытный талант русского поэта.

Поэзия Есенина полна любви к Родине, матери-природе, к созидательному труду народа. Все этапы пройденной жизни Есенина запечатлены на страницах его поэм и стихотворе­ний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поэзия Есенина — это лирическое описание всей его жизни. Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Но и то, что успел сделать поэт, стало бесценным национальным до­стоянием.Свет России в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин! В этом имени — свет России — голубые ее глаза,.. В этом имени — песня России — соловьев ее голоса...

В. Кузнецов

Сергей Александрович Есенин родился в с. Константинове Рязанской губернии. "Фамилия Есенин — редкая, коренная, в ней звучат языческие корни — тайсень, овсень, ясень, — свя­занные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздника­ми", — писал А. Толстой.

Выросший в глуши мещерских лесов под шум сосен и берез, под тихий шелест трав и всплески "лонных вод", Есе­нин не был знаком с музыкой революции, не испытывал тя­желого бремени деревенской жизни, но хорошо знал психоло­гию земледельцев и воспринял их неиссякаемую любовь к родине, к неувядаемой красоте ее природы, к "преданьям ста­рины глубокой".

Творчество Есенина опиралось на традиции русской клас­сической литературы и народной поэзии, отражало существен­ные стороны русской жизни и национального духа и поэтому приобрело художественную неповторимость и своеобразие» Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на про­тяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед Титов, воспитывавший Есенина, знал наизусть великое множество песен. Есенин был знаком с творчеством многих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина и т. д.

Из всех жанров устного народного творчества лирические народные песни наиболее соответствовали особенностям та­ланта поэта.На основе использования стилистических возможностей лирической народной песни были созданы "Подражанье песне", "Выткался на озере...", "Хороша была Танюша..."

В стихотворении "Выткался на озере..," поэт под влияни­ем народной лирической песни идет от изображения общей картины природы к ступенчатому сужению образа:

Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясьв дупло. Толъкомне не плачется, на душе светло...

Во многих стихотворениях Есенина заметна ассоциатив­ная связь с содержанием популярных народных песен, кото­рая способствует раскрытию идейного замысла, углубляет со­держание образов. В стихотворении "Ямщик" наблюдается форма лирического монолога:

Пой, ямщик, вперекор этой ночи, — Хочешь, сам я тебе подпою Про лукавые девичьи очи, Про веселую юность мою.

В этих строках легко угадывается песня "Вот мчится тройка удалая".

Связь с народной песней реализуется в перефразировке стро­ки или введении образа-сигнала:

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Эти строки восходят к народной песне:

Липа вековая над рекой шумит. Песня удалая вдалеке звучит.

Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет питали его поэзию соками родной земли. Элементыфольклорной поэтики Есенин использует при раскрытии харак­тера героя, при изображении различных настроений, вне­шних деталей портрета, при описании природы и для пере­дачи колорита.

Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы — плачут, тополя — шепчут, "приго­рюнились девушки-ели", "словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка" и т. д. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания:

Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?

Здесь показана молодая стройная березка, которая настоль­ко уподоблена девушке, что невольно оказываешься в плену чувств, вызванных расставанием влюбленных. Такое очело­вечивание не свойственно фольклору.-

Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха). Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятно­сти голубых просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия ("синь, упавшая в реку", "вечером синим, вече­ром лунным").

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, метафоры. Они используются как средство жи­вописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей").

Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народ­ных песнях, играют повторы. Они используются для пока­за душевного состояниячеловека, для созданияритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестанов­кой слов:

С моей душой стрясласъбеда, С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обра­щения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение. Народно-песенные тра­диции преломляются через сугубо есенинское и приобретают оттенок индивидуальности, органически входят в ткань про­изведения Есенина и выступают как элемент его поэтическо­го творчества. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа не только навсегда остались в поэзии Есенина пред­метом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности, но и стали своеобразным эстетическим критерием. Лирика Есенина — это лирика, раскрывающая сложный и'многооб­разный мир души человека.

Для С. Есенина фольклор был источником углубленного понимания быта, национального характера, обычаев и пси­хологии русского народа, а также шкалой поэтического мастерства.

Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина

С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той сто­роны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внут­ренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему на­родным поэтом. "Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить", — писал Есенин.

Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Кон­стантинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, от­шумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебри­стая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, пол­ные любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, деви­чий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. "Моя поэзия бога­та одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество", — говорил Есенин.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная"..,

В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзитель­ная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны зву­ков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есени­на много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России:

Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла. Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией, — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические пере­мены. После революции 1917 г. его поэзия наполнилась новым светом - Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического "града Инонии", поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: "Ку­да несет нас рок событий?" Но найти ответ на этот воп­рос очень трудно, поэт стремится познать смысл происхо­дящего:

О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.

Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в Рос­сии. Он пишет стихотворения — впечатления об этих пере­менах, переживает за свой народ.

В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредель­ная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как "Заглушила засуха засев-ки...", "Край ты мой заброшенный" и другие. Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуля­ний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого кре­стьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровен­ные верования и чувства поэта.  

Поля пус­ты, избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдат­ская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, безза­ботные, сейчас же "все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год". Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, "по­тому что горе "заглушает" их. Если раньше поэт восхвалял "полевую Русь", то теперь поэт хочет "стальной видеть бед­ную, нищую Русь".

Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его разду­мья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен "на одной ноге", стерегущий "голубую Русь".

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэти­ческой жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин исполь­зует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы плачут, тополя шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "заря окликает другую", "березы в белом плачут по лесам".

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России ("только синь сосет глаза", "синь, упавшая в реку", "в летний вечер голубой"), выражают чувство любви и нежности ("парень си­неглазый", "голубая кофта, синие глаза").

Еще одним излюбленным цветом Есенина является зо­лотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказы­вания ("роща золотая отговорила милым языком). Есенин­ская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:

Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаи­мосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есени­ну право сказать:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

А Русь — это русский народ, неповторимая природа, исто­рия страны, это все, что относится к этой части земли.

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его сти­хи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произве­дения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы много­лики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин — жизне­люб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин, что "оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле". Мне очень нравится поэзия Есенина.

"Страна березового ситца" в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Он как бы создан специально для поэзии. Размаши­стые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности, страстной любви к беспредельным про­сторам родных полей.

Уже первые стихи Есенина отражают мир "многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою — колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого леса, "метелица ковром шелковым стелется", и голодным воробушкам под вихри снежные снит­ся весна.

Есенинская зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт серебряному перу, заря у него ассоцииру­ется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчет­ливо горят снежинки в золотом огне луны, роса превращает­ся в синие хлопья на зеленых кустах лугов. Увядание приро­ды Есенин уподобляет пожару, осень — поджигателю, отсюда образ: "горек запах черной гари, осень рощи подожгла". Ка­залось бы, противоестественный для осени запах леса нахо­дит оправдание, если представить голые деревья, "сожженные пожаром осени".

У Есенина цвет и звук соединяются в одном образе: "звонкий мрамор белых лестниц", "стозвонные зеленя". Уди­вительно умение поэта находить новые оттенки для упот­ребления. Если белый цвет черемухи Есенин сравнил со снегом ("сыплет черемуха снегом"), то дальше следует такой образ: "Как метель, черемуха машет рукавом". Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассо­циаций. Ветви березки превращаются то в "шелковые косы", то в "зеленые сережки", а цвет ее ствола — то в "березовое молоко", льющееся по равнинам родной земли, то в "березовый ситец". При дуновении летнего ветра вет­ки березок колышутся и, "как сережки", звенят. Поэт очень удачно замечает сходство стройной березки с девуш­кой, а звон украшающих ее сережек и кос — с ветвями дерева.Россия представляется поэту как бескрайние просторы род­ных полей, лугов, лесов, рек, озер, наполненных своими много­голосыми звуками, окрашенными в свои сезонные и суточные цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувствен­ный мир, находящийся в постоянном движении, с визгом и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий, под­час закованный в ледяные латы и разливающийся половодь­ем, то хмурый и пасмурный.

Нескольких строк поэту достаточно для создания закон­ченной и яркой картины:

По лугу со скрипом Тянется обоз -Суховатой липой Тянет от колес.

Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запе­чатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Конечно, творчество Есенина очень противоречивое и неодно­родное, порой беспросветно грустное и безысходное, порой жиз­нерадостное, бодрое и смеющееся. Но мне кажется, что имен­но в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества.

Інформація
Відвідувачі, Ви також можете залишити коментар до даного матеріалу
 Залишити коментар
Схожі матеріали:
Меню
Авторизація
Архів матеріалів
Популярні матеріали
Яндекс.Метрика





загрузка...