СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С. А. ЕСЕНИН Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?
Додав: admin
Коментарів: 0
Додано: 13-12-2013, 12:04

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

С. А. ЕСЕНИН

Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?

...Его поэзияесть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Толстой

Стихи Есенина —т искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво рас­крывает поиски сложной души и сложной жизни поэта.

В ранних стихах Есенина возникают образы русских кре­стьян. Вот мужики сетуют на засуху, "скинув шапки, молясь и вздыхая". Вот рыбаки поют "где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню". Поэт описывает деревенский быт, показыва­ет избу, где "вьется сажа над заслонкою", "пахнет рыхлыми драченами", "щенки кудлатые заползают в хомуты". Именно здесь, среди крестьянской жизни, прошло детство Есенина. Все это ему дорого, и об этом он пишет в своих стихах. Молодой автор видит поэзию деревенской жизни, красоту лю­дей труда.

Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его "любить на этом свете все, что душу облекает в плоть". Ранние стихи поэта — признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частипей природы, ведь его юные годы прошли среди "утренней и вечерней зари", "среди неба, покрытого грозовыми тучами", "среди полей, красующихся цветами с зеленью".

Но сквозь красоту природы видны реальные приметы быта и труда крестьянина:

Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Большое влияние на творчество Есенина оказала песен­ная лирика. Ведь мама поэта была замечательной песенни­цей, и ее песни Есенин вспоминал не раз. С ранних лет он слышал народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта, вот почему многие ранние стихи Есени­на написаны в песенном жанре. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу, к Родине.

Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образа­ми. Позднее он скажет: "От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции". И еще: "Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии".

После переезда в Москву, а затем в Петербург творчество Есенина приобрело новое направление: поэт обращается к истокам прошлого, пытаясь объяснить события настояще­го. Уже в "маленькой поэме" "Товарищ" возникает образ рабочего, идущего на смертельную схватку, а в драматичес­кой поэме "Пугачев" поэт изображает крупнейшее крестьян­ское восстание. В поэме же "Песнь о великом походе" Есенин стремится поведать историю последних двух веков России.

Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками своей концепции мира и человека, окончательно сформули­ровать которую помогла поэту революция. Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле "Москва кабацкая". Поэт, пережи­вая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности. Вы­ходом его боли стало стихотворение "Исповедь хулигана", в котором он осуждает мещанскую косность и равнодушие. Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердеч­ный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой.

В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоян­ная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее наро­да. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне:

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под оклик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

Сам себя Есенин называл "поэтом золотой бревенчатой избы". Он ощущает себя "последним поэтом деревни":

Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

Вторжение цивилизации в деревню заставляет поэта заду­маться над будущим русской деревни, над судьбой крестьян­ской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с ис­токами древней Руси, с ее крестьянской душой.

Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Он убедился, "до чего пре­красна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может". Ничто не вдохновило его вдали от род­ной земли, о заграничных впечатлениях стихов он не писал. Но именно за границей возник замысел трагедий­ной поэмы "Черный человек". Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать великое значение преоб­разований, происходящих на родине. Поэт не хочет оста­ваться в прошлом:

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил...

В стихотворении "Русь советская" Есенин передает свои переживания при возвращении на Родину. Есенин принимает новую жизнь, он провозглашает верность родной стране:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Есенин продолжает развивать художественные приемы, усиливает лиризм в своем творчестве. При этом лирика ста­новится глубже, отзывчивей и трепетней. "Отговорила роща золотая", — так начинает Есенин одно из самых знаменитых стихотворений. Образ рощи вызывает тревожные воспомина­ния об ушедших молодых годах. Скорбь о быстротечности жизни овладевает поэтом:

Ведь каждый в этом мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей юности, растраченных силах. Во всем этом вид­ны личные переживания Есенина, отражение сложного време­ни, в которое он жил.

Сквозь все творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Есенину было всего девятнадцать лет, когда он с поразительной откровенностью воспел в стихотворении "Русь" грусть материнского ожидания — "поджиданье седых матерей". Верность и постоянство чувства он обобщил в об­разе матери. Много волнений приносит сын матери, но все прощает материнское сердце, "О моя терпеливая мать!" — вырывается у Есенина. Тоскуя по дому, он писал о "милой, доброй, старой, нежной матери":

Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться — Чайнаячашка скользит из рук.

А в "Письме матери" сыновние чувства переданы с порази­тельной силой:

Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Замечательный русский поэт С. Есенин посвятил себя творчеству, в котором отразилась вся его жизнь, все его помыслы.

Каждое стихотворение — это еще одна страница обшир­ной книги его жизни. Эта книга открывает нам самобытный талант русского поэта.

Поэзия Есенина полна любви к Родине, матери-природе, к созидательному труду народа. Все этапы пройденной жизни Есенина запечатлены на страницах его поэм и стихотворе­ний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поэзия Есенина — это лирическое описание всей его жизни. Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Но и то, что успел сделать поэт, стало бесценным национальным до­стоянием.Свет России в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин! В этом имени — свет России — голубые ее глаза,.. В этом имени — песня России — соловьев ее голоса...

В. Кузнецов

Сергей Александрович Есенин родился в с. Константинове Рязанской губернии. "Фамилия Есенин — редкая, коренная, в ней звучат языческие корни — тайсень, овсень, ясень, — свя­занные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздника­ми", — писал А. Толстой.

Выросший в глуши мещерских лесов под шум сосен и берез, под тихий шелест трав и всплески "лонных вод", Есе­нин не был знаком с музыкой революции, не испытывал тя­желого бремени деревенской жизни, но хорошо знал психоло­гию земледельцев и воспринял их неиссякаемую любовь к родине, к неувядаемой красоте ее природы, к "преданьям ста­рины глубокой".

Творчество Есенина опиралось на традиции русской клас­сической литературы и народной поэзии, отражало существен­ные стороны русской жизни и национального духа и поэтому приобрело художественную неповторимость и своеобразие» Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на про­тяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед Титов, воспитывавший Есенина, знал наизусть великое множество песен. Есенин был знаком с творчеством многих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина и т. д.

Из всех жанров устного народного творчества лирические народные песни наиболее соответствовали особенностям та­ланта поэта.На основе использования стилистических возможностей лирической народной песни были созданы "Подражанье песне", "Выткался на озере...", "Хороша была Танюша..."

В стихотворении "Выткался на озере..," поэт под влияни­ем народной лирической песни идет от изображения общей картины природы к ступенчатому сужению образа:

Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясьв дупло. Толъкомне не плачется, на душе светло...

Во многих стихотворениях Есенина заметна ассоциатив­ная связь с содержанием популярных народных песен, кото­рая способствует раскрытию идейного замысла, углубляет со­держание образов. В стихотворении "Ямщик" наблюдается форма лирического монолога:

Пой, ямщик, вперекор этой ночи, — Хочешь, сам я тебе подпою Про лукавые девичьи очи, Про веселую юность мою.

В этих строках легко угадывается песня "Вот мчится тройка удалая".

Связь с народной песней реализуется в перефразировке стро­ки или введении образа-сигнала:

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Эти строки восходят к народной песне:

Липа вековая над рекой шумит. Песня удалая вдалеке звучит.

Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет питали его поэзию соками родной земли. Элементыфольклорной поэтики Есенин использует при раскрытии харак­тера героя, при изображении различных настроений, вне­шних деталей портрета, при описании природы и для пере­дачи колорита.

Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы — плачут, тополя — шепчут, "приго­рюнились девушки-ели", "словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка" и т. д. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания:

Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?

Здесь показана молодая стройная березка, которая настоль­ко уподоблена девушке, что невольно оказываешься в плену чувств, вызванных расставанием влюбленных. Такое очело­вечивание не свойственно фольклору.-

Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха). Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятно­сти голубых просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия ("синь, упавшая в реку", "вечером синим, вече­ром лунным").

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, метафоры. Они используются как средство жи­вописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей").

Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народ­ных песнях, играют повторы. Они используются для пока­за душевного состояниячеловека, для созданияритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестанов­кой слов:

С моей душой стрясласъбеда, С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обра­щения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение. Народно-песенные тра­диции преломляются через сугубо есенинское и приобретают оттенок индивидуальности, органически входят в ткань про­изведения Есенина и выступают как элемент его поэтическо­го творчества. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа не только навсегда остались в поэзии Есенина пред­метом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности, но и стали своеобразным эстетическим критерием. Лирика Есенина — это лирика, раскрывающая сложный и'многооб­разный мир души человека.

Для С. Есенина фольклор был источником углубленного понимания быта, национального характера, обычаев и пси­хологии русского народа, а также шкалой поэтического мастерства.

Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина

С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той сто­роны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внут­ренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему на­родным поэтом. "Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить", — писал Есенин.

Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Кон­стантинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, от­шумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебри­стая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, пол­ные любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, деви­чий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. "Моя поэзия бога­та одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество", — говорил Есенин.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная"..,

В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзитель­ная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны зву­ков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есени­на много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России:

Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла. Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией, — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические пере­мены. После революции 1917 г. его поэзия наполнилась новым светом - Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического "града Инонии", поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: "Ку­да несет нас рок событий?" Но найти ответ на этот воп­рос очень трудно, поэт стремится познать смысл происхо­дящего:

О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.

Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в Рос­сии. Он пишет стихотворения — впечатления об этих пере­менах, переживает за свой народ.

В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредель­ная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как "Заглушила засуха засев-ки...", "Край ты мой заброшенный" и другие. Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуля­ний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого кре­стьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровен­ные верования и чувства поэта.  

Поля пус­ты, избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдат­ская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, безза­ботные, сейчас же "все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год". Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, "по­тому что горе "заглушает" их. Если раньше поэт восхвалял "полевую Русь", то теперь поэт хочет "стальной видеть бед­ную, нищую Русь".

Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его разду­мья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен "на одной ноге", стерегущий "голубую Русь".

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэти­ческой жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин исполь­зует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы плачут, тополя шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "заря окликает другую", "березы в белом плачут по лесам".

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России ("только синь сосет глаза", "синь, упавшая в реку", "в летний вечер голубой"), выражают чувство любви и нежности ("парень си­неглазый", "голубая кофта, синие глаза").

Еще одним излюбленным цветом Есенина является зо­лотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказы­вания ("роща золотая отговорила милым языком). Есенин­ская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:

Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаи­мосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есени­ну право сказать:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

А Русь — это русский народ, неповторимая природа, исто­рия страны, это все, что относится к этой части земли.

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его сти­хи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произве­дения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы много­лики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин — жизне­люб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин, что "оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле". Мне очень нравится поэзия Есенина.

"Страна березового ситца" в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Он как бы создан специально для поэзии. Размаши­стые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности, страстной любви к беспредельным про­сторам родных полей.

Уже первые стихи Есенина отражают мир "многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою — колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого леса, "метелица ковром шелковым стелется", и голодным воробушкам под вихри снежные снит­ся весна.

Есенинская зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт серебряному перу, заря у него ассоцииру­ется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчет­ливо горят снежинки в золотом огне луны, роса превращает­ся в синие хлопья на зеленых кустах лугов. Увядание приро­ды Есенин уподобляет пожару, осень — поджигателю, отсюда образ: "горек запах черной гари, осень рощи подожгла". Ка­залось бы, противоестественный для осени запах леса нахо­дит оправдание, если представить голые деревья, "сожженные пожаром осени".

У Есенина цвет и звук соединяются в одном образе: "звонкий мрамор белых лестниц", "стозвонные зеленя". Уди­вительно умение поэта находить новые оттенки для упот­ребления. Если белый цвет черемухи Есенин сравнил со снегом ("сыплет черемуха снегом"), то дальше следует такой образ: "Как метель, черемуха машет рукавом". Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассо­циаций. Ветви березки превращаются то в "шелковые косы", то в "зеленые сережки", а цвет ее ствола — то в "березовое молоко", льющееся по равнинам родной земли, то в "березовый ситец". При дуновении летнего ветра вет­ки березок колышутся и, "как сережки", звенят. Поэт очень удачно замечает сходство стройной березки с девуш­кой, а звон украшающих ее сережек и кос — с ветвями дерева.Россия представляется поэту как бескрайние просторы род­ных полей, лугов, лесов, рек, озер, наполненных своими много­голосыми звуками, окрашенными в свои сезонные и суточные цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувствен­ный мир, находящийся в постоянном движении, с визгом и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий, под­час закованный в ледяные латы и разливающийся половодь­ем, то хмурый и пасмурный.

Нескольких строк поэту достаточно для создания закон­ченной и яркой картины:

По лугу со скрипом Тянется обоз -Суховатой липой Тянет от колес.

Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запе­чатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Конечно, творчество Есенина очень противоречивое и неодно­родное, порой беспросветно грустное и безысходное, порой жиз­нерадостное, бодрое и смеющееся. Но мне кажется, что имен­но в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества.

Схожі матеріали:
Меню
Архів матеріалів
Популярні матеріали