СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Дома новы, но предрассудки стары... (Из диалога Фамусова с Чацким)
Додав: admin
Коментарів: 0
Додано: 11-11-2013, 12:04

СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Дома новы, но предрассудки стары...

(Из диалога Фамусова с Чацким)

И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушны только до известной черты. Как только кто-то представляется им нежелательно опасным, они ощетини­ваются и показывают острые клыки. Сумасшедший! — вот их приговор умному справедливому человеку. Изгонят и опять успокоятся. Московские баре любят играть в благо­детелей. Человек с такой жизненной программой, как у Молчалина, не пропадет и всегда найдет покровителей: "Частенько там мы покровительство находим, где не ме­тим". Целый ряд представителей московского общества: Скалозуб, Загорецкий, Репетилов, Хрюмины, Тугоуховские -живая галерея московского общества 20-х годов XIX века, с отличавшим его невежеством и полным отсутствием высших интересов, стремлений и запросов. Праздная жизнь Москвы вся заполнена балами, обедами, всевозможными разорительными затеями, вродекрепостного балета. Их отличает полное презрение к человеческому достоинству крепостного, которого не стеснялись менять на борзую со­баку, кормить с собаками, могли отнимать и продавать его детей. В этом обществе пышно расцветают сплетни и пе­ресуды. Боятся не дурных поступков — они сплошь и рядом, а пересудов: "Грех — не беда...", "Как можно против всех!" - восклицают Тугоуховские.

Взглянем еще раз на общество, собравшееся у Фамусова: пересуды о людях и нарядах, смешение французского языка с нижегородским, дух пустого, рабского, слепого подража­ния... Грибоедову удалось уловить и запечатлеть в своей комедии тот "особый отпечаток", который лежит на "всем московском".

В пользу верности этой картины говорит общность ее у Грибоедова с сатирическими зарисовками московской жизни в седьмой главе "Евгения Онегина". Не случайно Пушкин берет к этой главе эпиграф из "Горя от ума":

Гоненъе на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.

Вместе с тем, начиная рассказ о Москве, Пушкин не может не посмотреть на нее с других позиций: патриота, истинного гражданина, может быть, защитника. Ведь недавно Москва доказала лучшие качества русских:

Напрасно ждал Наполеон... Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

И те же дворяне, лучшие из них, движимые патрио­тическим порывом, стали во главе сопротивления Напо­леону.

Москва готовила пожар Нетерпеливому герою.

И тем не менее и для Пушкина Москва — олицетворение закостенелого барства:

Но в них не видно перемен; Все в них на старый образец.

И дело не в старых чепцах и гриме, дело в более суще­ственном:

Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп.

Напрасно героиня романа "вслушаться желает в беседы, в общий разговор":

Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. Не вспыхнет мысли в целы сутки... Не дрогнет сердце хоть для шутки.

Пушкин как бы довершил грибоедовскую сатиру на "мос­ковское барство". Его "отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с чопорными взглядами" — явление нари­цательное. "Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс..." — вот она, жизнь московского "общества". Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают карьеру, выда­ют замуж, заключают выгодные сделки, хранят традиции ста­рого, чуть ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не спешащая вторая столица, деревен­ская родственница столицы первой — Петербурга.

Стоят на московских бульварах два памятника двум Алек­сандрам Сергеевичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши ве­ликие поэты?

«Горе от ума» как политическая комедия

Комедия "Горе от ума" — одна из подлинно реалистиче­ских комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспри­нимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персона­жем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие "про­шедшего житья подлейшие черты", заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал эле­менты комедии. Это — наличие любовной интриги, саркасти­ческое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

"Горе от ума" — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того време­ни: о государственной службе, о крепостном праве, о просве­щении, о воспитании, о рабском подражании всему иностран­ному. Реализм "Горя от ума" выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи -характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Пер­сонажи "Горя от ума" не карикатуры, а точные подобия жи­вых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и мо­нологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противо­стоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем "фамусовским". Фамусов - типичный московский барин на­чала XIX века с характерной смесью самодурства и патриар­хальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновниче­ство, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал вы­годную карьеру; при этом для него неважно, какими средства­ми это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к про­славлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.

В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его соз­дал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного чело­века. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невеже­ство отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, кото­рый характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его пре­ступен. Он основан на военных потерях в армии: "Иные, смот­ришь, перебиты". Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. "Моло­дые" либеральные идеи дают возможность этой части дво­рянства "пошуметь" в клубе. Свою деятельность они при­крывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное дви­жение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принад­лежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажет­ся ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодни­чает, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важ­ная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий - необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых. "Лгунишка он, картежник, вор... /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить..." — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А судьи кто?" звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесче­стье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостнико. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненави­дит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий - это тоже проблема. Проблема непонятой и вы­смеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.

Чацкий - это прообраз декабристов, ниспровергателей ста­рой эпохи.

Комедия "Горе от ума" произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет "начинать новый век".

Схожі матеріали:
Меню
Архів матеріалів