СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ "Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Додав: admin
Коментарів: 0
Додано: 5-11-2013, 15:13

СОЧИНЕНИЯ ПОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ "Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")

Николаевская Россия не была бедной или политически слабой страной, однако комедия "Ревизор" изображает имен­но Россию эпохи царствования Николая I. Один из мему­аристов дал этому времени определение "глухие годы". Действительно, на фоне роста мощи империи духовные устои общества слабели. На смену чести и порядочности приш­ли сыск и муштра. В культурной жизни общества насту­пил подлинный застой, а о политической жизни россий­ское общество первой половины XIX века и не помыш­ляло.

Город, в котором происходит действие комедии, вымыш­лен, однако выглядит он необыкновенно типично. Десятки таких городов были разбросаны по России. "Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь" — так устами своего персонажа автор характеризует этот город. Место действия комедии выглядит как маленькое государство. В нем есть, кажется, все необходимое для достойной жизни горожан: суд, учебные учреждения, почта, полиция, учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Но в каком плачевном состоянии они находятся! В суде берут взятки. Больных лечат кое-как, вместо поддержания порядка полиция бесчинствует. И самое удивительное то, что весь административно-финансовый механизм, бюджет­ные учреждения и прочее работает вполне сносно. Этот город — далеко не худший в России.

Гоголю, как известно, пришлось неоднократно оправды­ваться по поводу своей великой комедии. Автор утверждал, что место действия комедии — это "сборный город всей тем­ной стороны", то есть сборище всероссийской мерзости, пока­занное лишь затем, чтобы искоренить пороки общества. Но каждый рядовой зритель и каждый власть имущий прекрас­но понимал, что город, с такой силой и живостью изображен­ный в "Ревизоре", есть не что иное как образ николаевской России. В этом смысле комедия Гоголя стала не только са­тирическим, но культурологическим феноменом, сохранившим свое значение до сего дня.

Появление Хлестакова заставляет городское чиновниче­ство позаботиться еще раз о внешней благопристойности, до которой они были большие охотники. Эти административно-полицейские потуги просто смешны: производится уборка улицы, по которой поедет ревизор, со стены присутствия сни­мают арапник-кнут для собак и тому подобное. Ни о каких реальных улучшениях речь и не заходит. Город принимает своего ревизора и с радостью провожает его, чтобы вновь погрузиться в спячку, прерываемую какими-либо мелкими происшествиями.

Характеризуя честно действия комедии, можно сказать, что все обитатели города, изображенного автором, суеверны, склон­ны к сплетням, лишены человеческого достоинства, лицемер­ны, лживы, чванливы, развратны, пошлы. Город, в котором живет столько измельчавших донельзя представителей чело­веческой породы, не имеет будущего. Непреходящее идейно-художественное значение комедии "Ревизор" в том, что она показала истинную изнанку обще­ства и государства. И, может быть, сегодня новый Хлестаков въезжает в очередной провинциальный городок, чтобы пора­зись, очаровать и, наконец, обмануть его доверчивых до глупо­сти обитателей.

Схожі матеріали:
Меню
Архів матеріалів
Популярні матеріали