СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ Роль злого начала в судьбе человека (По трагедии"Фауст" И. В. Гете)
Додав: admin
Коментарів: 0
Додано: 16-11-2013, 13:59

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ

Роль злого начала в судьбе человека

(По трагедии "Фауст" И. В. Гете)

Иоганн Вольфганг Гете является основоположником не­мецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, ода­ренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий современности той эпохи. Трагедия "Фауст" стала произве­дением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради челове­ка, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки.

Начинается трагедия "Фауст" "Прологом на небе", где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напомина­ющая философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого Бог приводит в пример как своего верного раба. Мефистофелю удается убедить Бога провести эксперимент, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать... прах из башмака". Бог в данном споре являет­ся носителем оптимистического взгляда на человека, а Ме­фистофель ведет себя как закоренелый скептик, который не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется на землю. И начинается гран­диозная по масштабу борьба добра и зла, великого и нич­тожного.

Доктор Фауст — ученый-энциклопедист, почитаемый сре­ди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии, но дух, которого он вызвал, ужасно испугал его. Вскоре в комнате Фауста появляется и Мефи­стофель. Гость едко посмеивается над слабостями человека, никчемностью существования, будто проникает в глубину терзаний Фауста. Мефистофель обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля. И они отправляются стран­ствовать.

Мефистофель — воплощение злой мудрости. Он доско­нально знает человеческую натуру, и как никто, умеет вос­пользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви. Но и любовь не смогла дать Фаусту чувства безоблачного счастья, и стран­ствия продолжаются.

В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в беско­рыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель пони­мает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным.

Трагедию "Фауст" следует рассматривать не как бытовую драму, а как философское и морально-этическое произведе­ние, ее можно также отнести к нашему времени и к буду­щему человечества с его надеждами и горестями. Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв док­тора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необхо­димо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром:

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!

Путем вечного поиска и вечной работы над собой виде­лось Гете дальнейшее развитие человечества, победа духа не только над физической, но и над духовной смертью.

Схожі матеріали:
Меню
Архів матеріалів
Популярні матеріали